“Легкий понедельник - 7” - “Готовь сани летом, а портфель с вечера”.
Доброго понедельника!
Сегодня у нас небольшой, но очень популярный вопрос, который озвучила Вероника К.
Как доступно объяснить ребёнку что в жизни важно делать что-то сейчас, чтобы потом было хорошо? Например, собрать с вечера вещи, чтобы утром было легче; хорошо учиться, чтобы поступить в школу, которая нравится ребёнку и т.п.
Ну, что же. В первую очередь, конечно, хочется напомнить о собственном примере, и традициях, порядках в семье. То есть, если мама по утрам перед работой бегает по дому, восклицая: “Что же мне сегодня надеть?” или папа, собираясь в гости, неожиданно вспоминает, что чистых носков-то у него и нет, то странно ждать от ребенка организованности в этом вопросе. Как, впрочем, и в других. Конечно, я не призываю перебирать с пятилетним сыном свои платья и белье. Но, по крайней мере, постарайтесь планировать такие вещи заранее, чтобы ребенок не видел ваших метаний в последний момент. Вам самим, кстати, тоже станет легче.
На прошлой неделе мы обсуждали с родителями адаптацию ребенка (и всей семьи) к садику. В том числе там упоминалось, что ребенку проще одеваться утром, если он с вечера приготовил одежду, экономится куча времени и сил. Как он готовит одежду? С вашей помощью, и с раннего детства.
То же самое во всех сферах жизни. Папа утром не ищет, долго и громко, документы для работы; мама с вечера напоминает школьнику: “на завтра обещали дождь, я приготовила твои сапоги, они стоят рядом с кедами”; на неделе, за ужином, родители обсуждают планы на выходные… Таким образом, ребенок учится планированию легко и просто, “в семье так заведено”.
Кроме того, хорошо работают обсуждения в семье, в том числе - с ребенком, своих и его действий (и их результатов):
“Мы сейчас соберем мешок в бассейн, чтобы завтра утром не тратить на это время”.
“Давай подумаем заранее, какое платье ты хочешь надеть в воскресенье на день рождения подруги? Проверь, стирать/гладить его не надо? Отлично, пусть висит. А туфли к нему у нас где?”
“Если мы сейчас соберемся, то завтра сможем выехать пораньше и доехать без пробок” - “Смотри, быстро добрались, хорошо, что заранее вчера все собрали”
“Ура, мы сделали уборку вчера и сейчас я успею до гостей сделать еще один салатик”.
Контрольный вопрос вечером: “Что у тебя завтра в школе?” Обратите внимание, не “Сделал ли ты уроки?”, он их делал и какие-то даже сделал, не врет. А так вы помогаете вспомнить, перечисляя ребенок (возможно!) сообразит, что математика завтра, а не в четверг, как ему казалось. Может статься, и физкультурная форма всплывет перед его внутренним взором?
Что можно сделать еще? Предоставьте ребенку выбор. Например, он может сам решить, делать ли уроки на понедельник в пятницу, или в воскресенье вечером. Но пусть то, что вы вернулись в воскресенье с прогулки раньше из-за его уроков, не станет для него сюрпризом. Впрочем, даже если вы предупреждали, а он не обратил внимания, такое сокращение удовольствия может послужить неплохим уроком, и в следующий раз вам будет что напомнить. Пусть опять делает выбор. Раз за разом, ошибаясь, маленьких человек видит последствия своих решений и учится отвечать за свой выбор сам. Это, как раз, тот самый “Метод естественных последствий”. Постарайтесь только, чтобы вся семья не страдала от “неправильного” ребенка. Тут уже родительские “хитрости” - пораньше начать, не планировать много, и так далее. Но это только между нами, тс-сс…
Но с бытовыми моментами, кажется, разобрались, а у вопроса Вероники есть еще один пример, про хорошую школу и необходимость учиться. Что делать в этом вопросе, наверное, надо решать индивидуально - семьи разные, дети тоже, что работает для одних - вряд ли поможет другим. Могу сказать о том, что делать точно не надо:
- не стыдить. Вы уверены, что ребенок сам в эту школу хочет? Может, он не лентяй, просто в этой его все устраивает - друзья, учителя, и т.п.
- не давить. Слыша от вас через день, что ему надо-надо-надо туда поступить, через пару месяцев он эту школу уже возненавидит и вопрос отпадет сам собой.
- не рассказывать, какими отличниками были мама и папа. Позитива от постоянных напоминаний точно не будет - или ребенок тоже отличник и теперь боится “уронить планку”, или катастрофически не тянет, и мучается от каждого указания на это.
- не сочетать рассказы о том, как папа учился, чтобы получить хорошую работу с картиной “папа отдыхает после работы, не трогайте его”. Если уж вы прикладывали усилия, чтобы “выбиться в люди”, то уж постарайтесь, чтобы это выглядело привлекательно для вашего ребенка, а не для соседей и друзей.
Поговорите с ребенком, чем хороша выбранная им специальность? Чем хороша эта школа? Почему именно она? Может, он за компанию с другом туда собрался, а в ваших мечтах уже стал знаменитым футболистом или великим архитектором. О чем мечтает именно ваш ребенок?
Присылайте ваши вопросы в лс или на почту.
Ваш семейный психолог,
Надежда Бережная.
Группа “Сказка, написанная тобой” в Фейсбуке, ВКонтакте.
Запись на консультацию:
Картинка из интернета