Поговорим? Да? Нет? Наверное?
В современном мире наши дети постоянно находятся в жужжащем информационном пространстве. Из каждого новомодного утюга выливаются потоки нужных и ненужных сведений, дети разного возраста погружены в виртуальный мир, гуглят, лайкают, вотсапят...и молчат. Постепенно теряются не только навыки литературного письма, но и способность чётко и ясно выразить свою мысль в разговоре. Хотя бы одну. И даже язык общения тут не имеет значения. Проблемы самовыражения существуют и у детей, которые отлично говорят на финском языке, а уж если речь идет о языке родителей, каким бы он ни был, то тут преград для развития красноречия намного больше.
Что же нам, родителям современных детей, делать? Как научить своих детей чётко, ясно, красиво и последовательно излагать свои мысли? Как заинтересовать ребёнка разговором? В своей статье я расскажу о различных методах и возможностях, которые помогут родителям разговорить молчунов или же просто обогатить словарный запас своих детей.
Наверное, не нужно лишний раз говорить о пользе чтения детям. Это кажется чем-то очевидным, но вспомните сами, как часто вы читаете книги на ночь? Как часто вы распрашиваете детей о впечатлениях от прочитанного? Могут ли они хотя бы в двух-трех чётких и стройных предложениях рассказать о том, что только что услышали? Конечно, большинство из нас читают детям книги, но мы часто забываем задавать простые вопросы, такие как «А что тебе больше всего запомнилось в этой главе?», «Кто твой любимый персонаж и почему?», «А что бы ты сделал/а на месте героя?», «А давай представим, что волшебная палочка перенесла нас прямо на страницы книги...Что нас ждёт дальше?». Совсем не обязательно спрашивать все вопросы сразу, вы же не на уроке литературы, в конце концов. Но задать хотя бы один вопрос после каждого чтения на ночь, пусть даже шуточный а ля «А ты бы хотел прокатиться на летающем острове вместе с Гулливером?» обязательно нужно.
Какой же ребенок не любит мультфильмы или детские фильмы? Конечно же, любят все. В этом случае действует то же правило, что и при чтении на ночь: «Почему тебе нравится именно этот мультик?», «А расскажи мне, что там фиксики делали со сковородкой?», «А почему у Гарри Поттера шрам на лбу?». И обязательно надо дождаться ответа. Может быть, сначала он будет состоять лишь из двух слов, но со временем ответы станут более длинными и полными.
Не старайтесь целенаправленно навязывать детям свои темы для разговора. Хорошо, когда ваш сын смотрит «Операцию Ы» и смеётся над шутками кота Матроскина, и вам ностальгично есть о чём поболтать и что обсудить. Но что если он коллекционирует покемонов и смотрит «Пираты Карибского моря», а вы так далеки от этого? Тогда научитесь различать карманных монстров, намекните, что Пикачу может эволюционировать в Райчу, а у Джека Воробья антикварная шпага и пистолет 18-го века, реальные музейные ценности! По моему мнению, родители молчунов должны сами активно искать темы для беседы и учиться понимать и изучать увлечения своих детей.
Что касается смартфонов. От них никуда не убежать. Рано или поздно, они все равно появляются у вас дома. Тут я на своем опыте советую родителям держаться до последнего. Моему сыну 9 лет, у него обычный кнопочный телефон. Конечно, сейчас уже начинаются разговоры о покупке смартфона, потому что «ну у всех же в классе есть...». Сын может чувствовать себя не комфортно со «старомодным» аппаратом рядом со смарфонятами, и новый телефон купить придется. Но лично я советую – тяните до последнего, потому что виртуальный мир просто наркотически затягивает детей, а они, зачастую, не могут себя контролировать, даже если и понимают, что что-то не так. Мой сын по дороге из школы с большим удовольствием слушает аудиокниги в автобусе (школа далеко от дома), у него mp3 плеер. Он может даже после прихода домой сесть и дослушивать начатую в транспорте главу.
Играйте с детьми в настольные игры. Сейчас очень много интересных настолок, которые развивают речь. У нас большая коллекция настольных игр, и я постоянно ищу что-то новое, чтобы удивить своих детей и учеников. Кто совсем не знаком с настолками, начните с игры Alias Junior, в которой нужно объяснить определенное понятие или слово, не называя его другим игрокам. В эту игру можно играть с любыми карточками, и даже можно вместе с детьми сделать игру на любимую тему или про любимого героя из книги или фильма/мультика. Так же есть замечательная игра «Жили-Были», которая подразумевает составление рассказа по карточкам про приключения непоседливого кота, а так же отлично тренирует память, потому что каждый игрок должен повторить полностью рассказа предыдушего игрока, а затем внести в него и свою лепту. Правила игры всегда можно изменять в зависимости от возраста и лингвистических способностей игроков. Так же очень рекомендую игру «Догадайся, кто я!». Есть много разновидностей этой игры, она чем-то напоминает Alias, только игроки надевают на голову повязки с карточками и с помощью объяснений пытаются понять, в кого же они перевоплотились. Игра очень живая, веселая, можно использовать абсолютно любые карточки и даже семейные фото, например.
Широко известная игра Диксит (Dixit) тоже отличный способ времяпрепровождения, развития воображения и красноречия. Мы очень часто играем в эту игру всей семьей, особенно, когда к нам приезжают бабушки-дедушки. Кстати, и Alias, и Dixit можно заказать в любой из библиотек Helmet. Недавно я открыла для себя серию игр Данетки. Это карточки, где на одной стороне рассказана какая-то ситуация или загадка, а на другой дано решение. Ведущий зачитывает «дано», а игроки должны начать рассуждать и прийти к ответу. Они могут задавать наводящие вопросы, но ответы ведущего могут быть только «да / нет». Вот один из примеров: «Он сел в самолёт и увидел впереди себя лошадь, а позади – автомобиль. В чём дело?». Ответ: Он катался на карусели.». Дети очень живо обсуждают все загадки, стремятся их разгадать, и их радости нет предела, когда они находят правильный ответ. Это их маленькое чудо, чувство гордости и успех. Это чем-то напоминает телевизионную игру «Что? Где? Когда?». Кстати, обязательно показывайте эту игру детям, пусть даже сначала она просто идет как фон за ужином. Игра замечательная, вопросы интересные, обсуждайте вместе с игроками, делитесь своими идеями. А потом предложите детям написать вопрос на передачу, пошлите вместе письмо, и даже если ваш вопрос не выберут, то флёр таинственности и загадочности от посланного письма уж точно останется. А дети это просто обожают.
Недавно мы открыли для себя квесты, которые как раз нацелены именно на живое общение. Распутывать загадки, искать ответы, делать предположения, анализировать ситуацию и обсуждать расследование с друзьями – это очень увлекательно и захватывает. Можно и самим придумать удивительный квест по собственной квартире с загадками-подсказками на день рождения или Новый Год. Конечно, в соседнем Санкт-Петербурге квестов намного больше, тематика очень разная, от Фабрики новогодних игрушек до приключений Гарри Поттера, но и в Хельсинки, например, есть квеструмы для детей, в которых можно и дни рождения проводить, и просто с друзьями сходить. Тут вездесущий Гугл вам в помощь.
И последнее. Просто помните, что если вы сами не разговариваете, если вы постоянно одной ногой находитесь в виртуальном мире, ваш ребенок будет следовать вашему же примеру, да и сверстники только будут подливать масло в огонь. Как только вы сами себя организуете, сами установите границы для себя, то и ребенок оторвет глаза от экрана и заговорит. А то очень грустно слышать от учеников: «У мамы все время телефон...она же там где-то в фейсбуке»..
Комментарии