Бессмертный полк - бессменная распря
Прошел День Победы, но гремят, как салюты, склоки в интернете. «Бессмертный полк» обернулся бессменной распрей в сети. Стоило его проводить в Хельсинки или мы оскорбляем финскую нацию? Продолжим дискуссию?
Наша коллективная память
Передо мной изящная Люба, рожденная после 1990х. Она переехала в Финляндию в 5 лет. Как родной знает финский язык. Когда речь заходит о Великой Отечественной, Любино лицо становится серьезным и глаза увлажняются. Рукой с разноцветным маникюром она убирает волосы за уши. Говорит о подвиге народа, о любви к Родине, о том, что русские – победители мирового зла. Откуда такое в выросшей в финском обществе девушке? Она никогда не беседовала с ветеранами, но чувствует так, будто сама была на фронте. Дело в нашей коллективной памяти.
Война – всегда травма. Участники событий уходят и уносят с собой объективные знания о том, как это было. Люди следующих поколений иначе интерпретируют факты, но сохраняют общую память о войне и передают детям. Это нас объединяет. Мы испытываем сильные эмоции. Мы чувствуем то же, что и солдаты на передовой почти 80 лет назад. Нам так кажется.
Фото 1. Братское захоронение советских военнослужащих в городе Турку
Чужая коллективная память
Я оказалась за пасхальным столом рядом с Юхой. Он финн, ему 65. Добрый лохматый музыкант с пузом-мячиком. Расспрашиваю о Второй Мировой. Меня пихает коленкой русская родственница:
– Не надо с финнами о войне!
– Я бывал в Ленинграде в начале 1980-х. Один раз мне не продали колбасу. Пожилая продавщица отвернулась, не ответив, потому что я финн. Я понимаю, это – из-за блокады Ленинграда. Я понимаю.
– Мямми пахнет рожью,– перебивает родственница. (”Mämmi” – традиционный финский десерт на Пасху). И мне русским шепотом: «Яна, не надо!»
У Юхи увлажняются глаза. Он теребит салфетку толстыми пальцами. С взволнованным лицом рассказывает, что война («Зимняя», 1939 год, нападение Советского Союза на Финляндию, потеря Финляндией территорий и как следствие союзничество с Гитлером) – национальное горе. Отец и другие мужчины никогда не обсуждали тяжелую тему. Однажды маленького Юху взяли в сауну с бывшими фронтовиками. Тогда Юха впервые услышал разговоры о войне. Финские мужчины показывали шрамы от ранений и делились чувствами. У пожилого Юхи на глазах слезы. Это – коллективная память.
С годами память о национальной трагедии может стираться. Мы уже не испытываем боли, когда говорим о Бородино. Так и в Финляндии: молодые люди обсуждают советско-финскую войну спокойнее, чем старшее поколение.
Политика памяти
Мы осознаем, кто мы есть, потому что помним прошлое. Коллективная память формирует наше представление о себе как о нации и идет в ногу с политикой. Власть в любой стране нуждается в идеологической основе и использует коллективную память народа для решения своих задач. Идея борьбы с врагом (свой-чужой, мы-они), память о войне, о поражении или победе служат для идеологического объединения нации. Однако исторические факты не всегда работают на идею. Тогда политика памяти жонглирует смыслами – какие-то факты выпячивает, какие-то прячет подальше.
В 1939 году СССР напал на Финляндию – это факт. В 1941 году Германия напала на СССР – тоже факт. Дальше интерпретации: сами ли виноваты финны, был ли СССР вынужден напасть, так как граница проходила слишком близко к Ленинграду и т.д. Нет, есть два факта начала двух войн. Факт нападение СССР на Финляндию противоречит нашему представлению о Родине как о стране-освободительнице, поэтому мы придумаем интерпретации, убедим себя в том, что финны сами виноваты (к примеру). Или вообще забудем исторический эпизод.
Нам нравится в Финляндии, правда?
Если мы – русскоговорящее меньшинство в Финляндии, то забыть о советско-финской войне не получится. Мы сталкиваемся с коллективной памятью финнов. Мы знаем, финны смотрят на большого соседа с опаской. Мы знаем, русское «ура» ассоциируется с агрессором, вероломно вторгшимся на их землю. И любимых «Муми-троллей» Туви Янсон писала в Хельсинки во время советских бомбежек (отсюда образы потопа и кометы, от которой герои прячутся в грот). Тем не менее, нам – русскоговорящему меньшинству – государство предоставляет все блага, на равных с коренными жителями. Не попрекает историей. Нам это нравится, правда?
Бессмертный полк в Хельсинки
В уставе «Бессмертного полка» прописана главная задача акции – сохранить «в каждой семье личную память о поколении Великой Отечественной». Люди участвуют в шествии в День Победы, неся транспаранты с портретами родственников – участников войны. «Бессмертный полк» объединяет людей с общей коллективной памятью: «Один полк – одна страна».
Когда мы, русскоговорящее меньшинство в Финляндии, проводим такую акцию в Хельсинки, наша цель – почтить память предков. Мы берем плакаты с портретами людей в советской военной форме, привязываем гвардейские ленточки. Изящная Люба надевает пилотку Красной Армии с советской звездочкой. Украшает портрет прадеда черно-оранжевым полосатым бантиком. Так мы чтим погибших. Так проявляется наша коллективная память.
Фото 2. Братское захоронение советских военнослужащих
в Пиексямяки (Наараярви), район Южный Саво
Красноречивые символы
Но как быть с добрым Юхой? Он гуляет в центре Хельсинки и видит организованную группу людей, пестрящую символами Красной Армии. С чем ассоциируются у него советская военная форма, звездочка, пилотка? Нет, не с победой над фашизмом, а с национальным горем. С Зимней войной, павшими героями – его предками, которых убили солдаты в советской форме с красными звездочками на его родной земле.
«Бессмертный полк» в Хельсинки невольно бередит раны финнов. Не идеей, а символикой. Задумывается ли Люба о чувствах Юхи? О том, что она – все же иммигрантка в Финляндии и национальное меньшинство, а Юха – коренной житель принимающей Любу страны? Может, Любе стоит тактичнее относиться к коллективной памяти финнов?
Построить мосты, исцелить раны
До Санкт-Петербурга рукой подать. Почему не съездить в Россию и не поучаствовать в победных мероприятиях с теми, с кем у нас общая коллективная память? Посмотреть салют, порадоваться по-русски. Можно не ездить на родину, просто устроить праздник в кругу друзей. Или адаптировать «Бессмертный полк» в Финляндии под местные культурные особенности: не тыкать в глаза финнам советской символикой, не бередить национальные раны.
Я предлагаю осознать: есть наша российская коллективная память. Мы помним войну и героев. Есть финская память об их народной трагедии. Давайте праздновать День Победы, но при этом уважать коллективную память и культурный код принимающей нас страны.
Тогда мы построим мосты и, может быть, исцелим раны, нанесенные Второй Мировой войной.
Фото 3. Скульптура Юсси Викайнена (Jussi Vikainen) на кладбище
при Церкви св. Катерины в городе Турку. Надпись на скульптуре: 1939-1944, «За Родину»
http://moypolk.ru/ustav-polka – устав «Бессмертного полка» на официальном сайте
Фото 1, 2 с сайта https://patriot37.jimdo.com/
Фото 3 - Янина Кругликова
Комментарии
А что касается самого "бессмертного полка", то в Финляндии проживает огромное количество ингермаланцев, родственников которых насильно мобилизовывали, раскулачивали, выселяли, репрессировали и гнали на войну заградотряды красной армии. Почему организаторы "бессмертного полка" надеются на нашу поддержку?
( Я лично участвовала в марше в Выборге, специально ездила туда.А в Хельсинки...мне показалось это как минимум аплитичным и ..неэтичным , что ли).
Янина, не хотите написать статью о том, что финны "хорошего" сделали для русских? до 1939 года.
Ну это как бы не марш памяти своих солдат, а шествие в память о погибших в войне против фашизма. любых национальностей. Но Финляндия действительно к борьбе против фашизма никакого отношения не имеет.
Володя и Зоя.
Но у них не получится. Не спорьте с ними. Пусть бесятся в своих бложиках и фэйсбуках. Не надо ничего им доказывать, это бесполезно. Просто выйдем на шествие Бессмертного полка в следующем году, и не только в Хельсинки, но и в других финских городах. Пусть они увидят, что нас - десятки, сотни, тысячи, и у нас тоже есть право на выражение своего мнения в этой стране. Пусть лают и боятся.
Наше дело - правое!
Забывать действительно не стоит "подвиги" финнов.. Тем более что в этом марше участвовали не только русские, но и многие другие
Потом ваш Юха почему-то в сауне узнаёт: оказывается, Финляндия воевала с русскими! Может, ему стоило какую-нибудь книжку почитать? А теперь он "толстыми пальцами теребит салфетку"? Не уточните, какой музыкальный инструмент мучает Юха своими толстыми пальцами? Вы, Янина, когда-нибудь видели руки музыканта?
Честно говоря, Люба гораздо симпатичнее. И как-то это не интеллигентно заявлять: валите в ваш Петербург и там празднуйте что хотите. Кажется, здесь свободная страна и каждый может праздновать то , что ему близко, будь то Праздник Победы или Курбан-байрам. Или нет?
Зачем "валить в Петербург"? Можно туда съездить на День Победы, можно не ездить. А можно сходить на Бессмертный полк в Порккала, где бывшая советская военная база. Я писала о БП в центре Хельсинки. А еще можно адаптировать символику российского БП под финские особенности. Например, обойтись без флага СССР.
Да, конечно, мы в свободной стране празднуем то, что нам близко. Бесспорно! Я напомнила статьей о наличии у финнов их коллективной травмы. Учитывать это в празднованиях Дня Победы диаспорой или не учитывать - личное дело каждого.
Спасибо за остроумный отзыв!
Я писала про Бессмертный полк в центре Хельсинки. Про советскую военную символику, которая ассоциируется у финнов с нападением на их страну.
Да, я согласна, у каждой страны есть "грязные" страницы! Про "не парится" не поняла, извините. Вы имеете в виду, нам не надо париться, обижаем ли финнов? Или им не надо париться, обижаем ли мы их или нет? :)
Про красных финнов. Досталось им в Финляндии. Это история, да. "Грязные страницы" отечественной истории Финляндии.
Так мой дед урождённый финн сам воевал под этой символикой. Почему бы ему-победителю не пройтись с ней? Она не запрещена и сама по себе никого оскорбить не может. Её даже купить можно в Финляндии и ходить так хоть каждый день. По моим наблюдениям, обижены этим маршем только некоторые русскоязычные финляндцы. А про красных финнов - да, обижены, конечно, вот в Тампере до сих пор не соглашаются улицу Маннергейма открывать.
Как могло в нашей истории образоваться такое огромное белое пятно, или, лучше сказать, черная дыра, в которой пропали две войны: 1918–1922 гг. и 1941–1944 гг., и с точностью до наоборот исказились события войны 1939–1940 гг.?
Дело в том, что о войне с белофиннами в 1918–1922 гг. начиная с 1930-х гг., говорить было не принято. Причин для этого было очень много, но главные две. Во-первых, наши военные, а главное, политики, то есть вожди большевиков, вели себя крайне непоследовательно и трусливо. А во-вторых, значительная часть военных и партийных «героев» этой войны была репрессирована, и упоминать в печати их фамилии запрещалось. С 1930-х гг. пропагандировались только наиболее успешные эпизоды Гражданской войны: рейды Первой конной, штурм Перекопа и т. д., а также славные герои Буденный, Ворошилов, Фрунзе, Чапаев и др.
О Зимней войне 1939–1940 гг. советская пресса много писала с самого ее начала. Естественно, что во всех статьях превозносились подвиги советских солдат и обличались зверства белофиннов."
Александр Широкорад / Финляндия — Россия. Три неизвестные войны
Финляндия не была мирным соседом Советской России. Отделение Финляндии от России не было мирным. Началась Гражданская война между белыми и красными финнами. Белых поддерживала Германия. Советское правительство воздерживалось от масштабной поддержки красных. Поэтому с помощью немцев белые финны одержали верх. Победители создали сеть концлагерей, развязали белый террор, в ходе которого погибли десятки тысяч человек (в ходе самих боевых действий погибло всего несколько тысяч человек с обеих сторон). Помимо красных и их сторонников, финны «зачистили» русскую общину Финляндии. Причем большинство русских в Финляндии, в том числе беженцы из России, бежавшие от большевиков, не поддерживали красных и советскую власть. Истреблялись бывшие офицеры царской армии, их семьи, представители буржуазии, интеллигенции, многочисленные учащиеся, всё русское население без разбору, женщины, старики и дети. Значительные материальные ценности, принадлежавшие русским, были конфискованы.